На главную страницу

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СВЕТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СВЕТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Полемика, развернутая по поводу вступления России в ВТО, из анализа возможных положительных и отрицательных результатов превратилась в истерию и предсказание апокалипсиса, потери Россией самостоятельности и гибели промышленности и нации. В ходе опроса, проведенного нами среди руководителей российских промышленных и торговых предприятий, 44,6% опрошенных заявили, что отечественные предприятия не выдержат конкуренции и будут закрыты либо проданы; 39,3% считают, что наши заводы превратятся в «сборочные цеха» западных корпораций (т. е. 83,9% ожидают негативных последствий от данного процесса). Только 3,6% респондентов полагают, что вступление России в ВТО приведет к увеличению инвестиций в отечественную экономику, а 5,4% убеждены, что российские предприятия получат возможность выхода на зарубежные рынки.

Мы полностью согласны с тем, что вступление России в ВТО приведет к ряду отрицательных последствий. Необходимо, однако, понимать, что причиной критического состояния или даже гибели многих отраслей за последние 15 лет явилось отсутствие у государства реальной программы поддержки и развития экономики.

Противники вступления России в ВТО традиционно ссылаются на потерю Россией легкой промышленности, авиации, автопрома, сельского хозяйства, электронной промышленности.

На наш взгляд, мнение о необходимости поддержки электронной промышленности и ее гибели при вступлении России в ВТО не совсем состоятельны. Уже в 2004 г. 95% рынка электронной промышленности принадлежали западным производителям. При этом отечественные предприятия используют на производстве импортные компоненты и составляющие. В России нет возможности осуществлять серьезные, дорогостоящие исследования, так как одно предприятие часто не выдерживает существенные расходы на НИОКР, а отраслевые институты уничтожены. Именно по этой причине не могут производить конкурентоспособную продукцию предприятия не только электронной промышленности, но и приборостроения, станкостроения, двигателестроения и проч. За ними по цепочке следуют гражданская авиация, судостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т. д. Добавьте к этому разрушенную систему профессионального образования, низкий уровень оплаты труда, большие затраты и прочие причины — именно их совокупность, а не вступление России в ВТО является главным отрицательным фактором развития ряда отраслей.

Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество неизбежно отразится на перспективах развития кабельной промышленности . Для большинства производителей кабельно-проводниковой продукции это будет невыгодно, а для кого-то даже губительно. В настоящий момент 65% игроков на рынке кабельной промышленности — иностранные компании. Несмотря на то что сейчас доля импорта на данном внутреннем рынке не превышает 10%, недостаточный объем научных исследований и разработок приведет к серьезной конкуренции с иностранными производителями, в первую очередь китайскими, поставляющими на российский рынок продукцию, как правило, невысокого качества. Неблагоприятным фактором при вступлении в ВТО является несоответствие отечественных стандартов на кабельную продукцию мировым, а также отсутствие российских стандартов на некоторые виды изделий.

На российском рынке бытовой техники уже на сегодняшний день нет конкуренции между западными и отечественными производителями, так как мы выпускаем в десятки раз меньше, чем ввозим в страну. Иностранные компании по производству бытовой техники уже начали выпуск продукции на территории России.

Что касается автомобильной промышленности, качество выпускаемой на наших заводах продукции не соответствует тем ценам, по которым она продается. Политика поддержки автопроизводителей при помощи высоких пошлин на ввоз иномарок оказалась неэффективной: предприятия не повысили качество выпускаемых автомобилей. При вступлении России в ВТО российские производители не смогут конкурировать с иностранными предприятиями по соотношению «цена-качество». Но практика показывает, что и без снижения пошлины объемы продаж зарубежных автомобильных компаний постоянно растут. Планируется поднять пошлины на легковые автомобили и снизить на комплектующие, что должно стимулировать западные корпорации к строительству заводов на территории РФ.

Влияние, оказываемое предстоящим вступлением России в ВТО на производителей гражданской авиационной техники и двигателей, явно переоценено. Установление ввозных таможенных пошлин после имплементационного периода не является главной проблемой данной отрасли, так как основы ее гибели были заложены намного раньше. Несколько последних лет авиационные компании России осуществляли закупку старых самолетов иностранного производства в лизинг, стоили они на порядок ниже отечественных аналогов. В 2004 г. две российские авиакомпании — «Аэрофлот» и «Трансаэро» — могли ввозить авиатехнику беспошлинно, нанося этим урон отечественной авиационной промышленности. Кроме того, российские гражданские самолеты не пользуются спросом из-за технических характеристик двигателей: отечественное двигателестроение очень сильно отстало от мирового уровня.

Широко распространено мнение, что с вступлением России в ВТО погибнет отечественная легкая промышленность. Но до 2005 г. легкая промышленность являлась единственной отраслью, производственные показатели которой неуклонно снижались за последние годы (кроме 1998 г.). На сегодняшний день доля российской продукции на рынке составляет всего 21%, а доля импорта — 79%, из них только 10% — учтенный импорт. Остальные 69% — нелегальный импорт, приходящийся на челноков и контрабанду. В частности, по швейным изделиям неучтенный импорт составляет 66%, по обуви — 70%, по меховым изделиям — 84%. Таким образом, для легкой промышленности критичным является не снижение ввозных пошлин на импорт, а нежелание государства защитить предприятия и рынок от черного импорта, несовершенство законодательной базы, позволяющей челнокам закупать и привозить в больших объемах изделия из Турции, Китая, Польши.

Сельское хозяйство, чей фатальный исход также предрекают, больше всех пострадало от отсутствия государственной политики. Наверное, все знают о том, как развивалось птицеводство после введения государством квот на ввоз мяса или о результатах деятельности отрасли по производству растительного масла.

Действительно, сельское хозяйство — одна из наименее защищенных отраслей отечественной экономики. Вместе с тем наметившийся в последние годы рост связан в основном с инвестициями в эту отрасль крупных холдингов. Так, 50% всей сельскохозяйственной продукции выпускается 100 предприятиями из 28 тыс., занятых в этом секторе. Подобный результат обеспечили молочные и мясные холдинги, а также нефтяные и газовые компании, направившие свои инвестиции в сельское хозяйство в конце 1990-х гг. Именно на этих предприятиях ведется модернизация основных средств, что позволит сохранить позиции при вступлении России в ВТО. Сегодня в нашей стране насчитывается более 30 крупных агрохолдингов, и практически все они приносят прибыль. Но вместе с вступлением России в ВТО ожидается приток инвестиций как раз в наименее эффективные хозяйства.

Предприятия торговли уже сегодня вынуждены противостоять серьезнейшему натиску со стороны западных корпораций. Большинство крупных торговых сетей принадлежит западным компаниям, в результате чего на наших заводах размещается большое количество заказов; покупатель также оказался в выигрыше. Не думаем, что серьезные изменения коснуться крупных банков . Несмотря на то что в 2005 г., согласно рейтингу The Banker, в тысяче крупнейших банков мира оказалось только 22 российских банка (самое высокое место в рейтинге — 138-е — занимает Сбербанк), несмотря на то что западные банки обладают большим количеством финансовых инструментов и большими ресурсами, мы убеждены, что банковская система страны выживет и усилит свои конкурентные преимущества. Под удар попадут мелкие и так называемые «карманные», или «корпоративные», банки. Но они уже сейчас существенно проигрывают конкурентную борьбу крупным российским банкам, так как оказались не готовы к работе с физическими лицами по кредитованию, к расширению финансовых инструментов. В конечном итоге выиграет потребитель. Россия — одна из немногих крупных стран не членов ВТО. Вступление России в ВТО — это не только вопрос выхода отечественных производителей на западный рынок, защиты наших металлургов, притока инвестиций, но и проблема существования в унифицированном правовом поле , а затем и участия в его разработке, а также вопрос развития так необходимой для наших производителей конкуренции.

Стоит ли говорить о гибели нашей автомобильной промышленности при вступлении России в ВТО? Отрасль не смогла перестроить производство не потому, что не было либо была недостаточной поддержка государства, а из-за отсутствия конкуренции между производителями.

Во всем мире увеличиваются затраты на электроэнергию, газ, бензин. В США, к примеру, за последние пять лет цены на газ выросли почти в два раза, при этом стоимость продукции сохранилась на относительно низком уровне вследствие сокращения количества рабочих мест, снижения затрат на материалы, расчета эффективности сделок, а также других аналогичных мероприятий.

Во всем мире наблюдается тенденция к росту цен на металлопродукцию, следовательно, растут затраты на комплектующие для автомобильной промышленности. И, хотя стоимость металла на отечественных металлургических комбинатах на 20—60% ниже, чем на зарубежных рынках, российские производители при повышении цен на металл сразу поднимают цену на свою продукцию, а западные — сокращают издержки. Например, компания Toyota , регулируя политику по сокращению затрат, способна сохранять определенный уровень цен на свою продукцию и занимать лидирующие позиции на мировом рынке. По расчетам Челябинского государственного университета, рост цен на металл в России на 10% в год ведет к увеличению стоимости изделия машиностроения в среднем на 4,8%. Переговоры о вступлении Росси в ВТО идут почти 12 лет. У каждого руководителя было право диверсифицировать свою деятельность, обновить оборудование и т. д. Но мы по-прежнему продолжаем просить помощи государства и еще несколько лет отсрочки. Но какую помощь ждут наши предприятия от государства? Высоких пошлин, создания отраслевых институтов или, как недавно мы прочли в интервью одного из руководителей крупного лакокрасочного завода, — запрещения регистрации и ликвидации лакокрасочных заводов, возникших после распада СССР? И мотивация хороша: мелкие предприятия не могут обеспечить должный уровень качества. Никто не спорит с тем, что реальной помощи государство не оказывает и не будет оказывать, но такова данность, исходя из которой необходимо руководить предприятием. Может ли государство дать нам отсрочку, чтобы мы подготовились к конкуренции, и сколько лет для этого потребуется? Если учесть, что, например, животноводство инерционно и для получения прибыли в производстве говядины необходимо 7—8 лет, то сколько нужно нашему сельскому хозяйству? Если мы говорим, что еще существуют пути возрождения экономики, то почему результатом кризиса 1998 г., когда российские предприятия действовали практически без конкурентов и в условиях низкой себестоимости, смогли воспользоваться всего около 1% предприятий? Остальные просто растратили существовавший потенциал. Перспективы развития различных отраслей нашей экономики в свете грядущих событий неравнозначны. Но вступление России в ВТО неизбежно и является логическим шагом на пути дальнейшей интеграции страны в мировое экономическое сообщество. Уверены, что последствия данного процесса будут носить не только негативный характер, но и позитивный: повысится уровень менеджмента и качество продукции, будут оптимизированы затраты — увеличится конкурентоспособность нашего производства.


Автор:  Коханова Т.А. - управляющий партнер группы компаний Биммакон
Опубликована:  Журнал управление компанией (ЖУК)

Возврат к списку

Версия для печати Версия для печати


Отзывы наших клиентов

ОАО "Автоэлектроника", генеральный директор

Наше предприятие имеет честь представить свои рекомендации.
Наше ОАО – предприятие, занимающееся разработкой, производством и реализацией автомобильных компонентов для ведущих автозаводов РФ. Активы предприятия составляют около 500 млн. руб. , годовой оборот – около 500 млн. руб. без НДС. Численность предприятия – около 1000 чел.
К началу работ по разработке и внедрению на предприятии систем управленческого учета и бюджетирования нас подтолкнула...

ЗАО ПСК "ПМ", генеральный директор

Основной целью нашего сотрудничества с компанией Биммакон являлась необходимость повышения прозрачности и управляемости предприятия, которое за последние несколько лет серьезно выросло, объединив несколько абсолютно разных направлений деятельности. В ходе проекта по постановке управленческого учета и бюджетирования специалистами компании Биммакон совместно с руководством нашего холдинга была проведена разработка и внедрение новых для нас подходов к управлению финансами, планированию, консолидации данных холдинга.

Все отзывы...